Советами по воспитанию щенка делятся Людмила Веденеева и Валентина Анисимова, владелицы питомника Ингрия Ленд Гард.
Эти замечательные советы они давали нам, когда Филу было 3 месяца. Пользуясь очередным случаем, благодарим их за это ещё раз!

Трехмесячный щен – это где-то 1-2 года по-человечески. Много ли ребетенок умеет в этом возрасте? И внимание у него на урок хватает на 5, максимум 10 минут. Я с удовольствием учу своих малышей (которые достаточно регулярно живут в доме). Делаю это для удовольствия – их и своего, и только в этих пределах! Получается – здорово, нет – отложили, попробовали завтра. Много хвалю. Мало ругаю.

Убедилась, что щенки очень индивидуальны. Кому-то нравится одно, кому-то другое. У меня был помет, который в 2.5 месяца дружно делал «зайку» (неописуемое зрелище), при этом только один прекрасно бегал за мячиком, другой обожал команду «дай лапу», а третий – прекрасно «отжимался» – (сидеть-лежать).

Из практических советов.

«Урок» проводите примерно через час после еды – уже можно двигаться активно, еще не голодный, но уже заинтересованный. Кусочек сыра должен быть махохухонький – иначе «снесет крышу», и будет кормежка, а не урок. Начинайте с одной и самой простой команды – сидеть. Учтите, что к следующей команде можно приступать, только когда усвоена предыдущая, никак не одновременно.

Команда «сидеть» – самая простая . Только не жмите на круп – это не работает абсолютно. А вот завести кусочек за голову (как бы над спинкой) щенка заставляет его поднять голову и рефлекторно сесть. Усваивается очень быстро! Команда считается выученной, если выполняется без кормового поощрения (постепенно заменяйте сыр на «любовь (похвалу) и ласку») и сразу.

При разучивании следующей команды, урок начинаю с «разминки» – изученные команды комплексом. Разумеется, ни о каком разучивании команд на улице в таком возрасте, по сути, не может быть и речи. Столько запахов, звуков, впечатлений! Малыш должен за первый месяц четко усвоить, что улица – место для «делишек» (для этого хвалить каждый раз как за самое лучшее, что вы получали в этой жизни). Я еще при этом приговариваю «заветное слово», типа «быстро-быстро» - позволяет в будущем слегка сэкономить время в критической ситуации. Это основная задача. А уж потом будете проводить уроки на улице – «ко мне», «стоять» (кстати очень важная команда – может спасти здоровье и даже жизнь, и вот она должна выполняться однозначно!) и т.п.

Чемпион России, Чемпион АНКОР, Канд. в чемпионы Национального клуба Ингрия Ленд Гард Нетта Тай. 1г.8 мес. Вл. Анисимова В. «Стоять» можно обучать в процессе, просто останавливаясь каждый раз перед проезжей частью достаточно резко (поддернув поводок и зафиксировав собаку) с обязательным громким «стоять». Тогда и безопасность собаки повысится (она будет рефлекторно останавливаться перед дорогой), и на уроке «стоять» усвоится гораздо проще.

А вот «ко мне» – команда сложная, особенно для свободолюбивых чау. Но я обычно провожу «домашнюю подготовку» – после освоения более легких уроков, конечно. Во-первых, всегда, когда зовете малыша дома по имени – всегда добавляете «ко мне», желательно с одинаковой интонацией (тогда слово «ко мне» станет как бы частью клички). Затем – перевод в программу «урока». Для этого командуете «сидеть» – и отходите на несколько шагов (сначала - лицом к щенку). Постарайтесь скомандовать «ко мне» до того, как он сам побежит за вами или к вам. Очень удобно, если щенок уже знает команду «ждать». Постепенно увеличивайте расстояние. Потом это же упражнение проводится из другой комнаты (коридора, кухни).

Это, конечно, не 100% гарантия успеха в обучении команде «ко мне» на улице. Однако значительно облегчает жизнь. Еще раз посоветую уличные уроки начинать попозже (месяцев в 5), а пока гулять на длинном поводке. Кстати, на таком поводке и команду разучить гораздо легче. Для этого отпускаете на всю длину и даете команду «ко мне», показывая лакомство и чуть поддергивая поводок. Когда будет делать без лакомства – можно попробовать в безопасном (!) месте и без отвлекающих свидетелей(!) проделать это без поводка и на маленьком расстоянии. Постепенно все встанет на свои места. Еще раз повторю, что команду «стоять» считаю гораздо более важной по жизни.

Относительно наказаний. Предпочитаю хвалить, если честно. Однако однозначно пресекается:

Порыкивание на хозяев (не всхрапывание или сопение, а именно недовольное порыкивание с угрозой) в любом (!) возрасте – газета или хлопок (очень слабый, но обидный) по морде (аккуратно с носом – это чувствительнейшее место, именно поэтому достаточно слабого хлопка). В случае проявления агрессии (обычно бывают попытки подобного поведения месяцев в 7-9, когда наступает половое созревание и собака (особенно кобель) определяется, кто в доме хозяин – прижимаю за холку к полу (резко) и, нависая над собакой сверху, грубым (рычащим) голосом выясняю отношения (короткой фразы «кто в доме хозяин, я тебя спрашиваю!» бывает достаточно). Это очень действенное наказание – на уровне инстинкта собаки. Битье же (практикуемое служебниками и владельцами бойцовых собак) у чау вызывает только обратную реакцию и неуважение к хозяину.

Лужи в неположенном месте (редко, но случается, некоторые таким образом пытаются вредничать) – грозные вопли (по факту, а не после), шлепки по попе и отказ играть и разговаривать (мои щены обычно демонстративно бежали на газетку и демонстрировали все умения делать дела там, где надо, после чего умилительно подлизывались, прося прощения).

То, что считаете недопустимым в доме (например, лазание на диван, или что-то другое индивидуальное в доме).

Вот, собственно и все... А за остальные "провинности" просто обижаюсь и говорю ему (ей) об этом. Поверьте, действует, как это ни смешно. У меня даже домашние определяют, когда мы с моей девчонкой "в ссоре". Иногда и мне приходится первой на контакт идти, но чаще - она подлизывается, и мы миримся.

3xCAC Балтик Топс Итакуни. 4 года. Вл. Веденеева И наверное, последнее «напутствие»: чау собака, с которой надо общаться, а не командовать. Чем больше вы будете разговаривать с щенком (как с ребенком), тем больше он будет понимать. Мои собаки знают команды, но прибегаю я к ним только в крайних случаях. С кобелями, честно говоря, несколько сложнее, в городских условиях мой мальчишка гуляет без поводка только в определенном месте (где безопасно с точки зрения машин, и собаки гуляют только строго знакомые), при этом на даче – спокойно живет на территории не огороженного участка (!) без последствий, охраняя строго свою территорию (там она понятна, а вот в городе - постоянная конкуренция, отсюда возможны и эксцессы). А вот девочка гуляет вообще без поводка все время, кроме течки. И достаточно –«подойди ко мне, котенок» (с соответствующей некомандной интонацией) или «пойдем, малыш» – и она прекрасно понимает, что нужно делать. Это не снимает вопрос воспитания. Скорее наоборот. И важнейшее время – до года. Потом все само будет получаться. И самое главное – установить контакт и доверие с вашим малышом, и тогда он для вас сделает все, что в его силах – просто, чтобы вам вместе было хорошо.

Еще очень советую найти книгу Д.Фишера «О чем думает Ваша собака» – там очень много практических рекомендаций по общению с собаками, и я считаю, она должна быть «настольной» для думающих владельцев думающих чау! Выдержка из этой книги о проблемах поведения – у нас на сайте . Книга помогла многим совсем "чайникам" наладить прекрасный контакт со своими чау.

Ещё ответ на один вопрос

Он очень шустрый, смышлёный, но дико упрямый. Команду "сидеть" мы всё-таки выучили, но выполняем её пять к одному :-)) Всё-таки разок, но заупрямится. Правда присаживается иногда на 5 сек., типа "ну, ладно, только скорее уже", попу прислонит к полу и опять подскакивает.

На самом деле в таких случаях команда выполненной не считается (это к вопросу о поощрении - оно не положено). Вот здесь можно немного попу то и попридержать, чтобы не вскакивал сразу, но лучше это делать как бы играючи. И обязательно давайте сыр только в сидячем положении - а не после того, как он вскочил.

Кстати, будьте готовы к тому, что чау достаточно часто оценивают "необходимость выполнения команды". Тут оценивается все - и интонация (задумчивое "ко мне" выполнено будет также задумчиво), и внешняя ситуация (а чего зовут-то? Вроде ничего не случилось...)и т.д. Из этой ситуации выхожу так - если предполагается строго обязательное выполнение – соответствующая интонация (стоять - оно и есть стоять). Пока учитесь, (а учитесь вы вместе:))- старайтесь давать команды одной интонацией, которая и станет для собаки сигналом к однозначному выполнению. Вариации будут вызывать вариации.

И еще вспомнила полезную штуку. Я сразу приучала к звуковым и визуальным командам. То есть каждую команду сопровождает определенный жест (стандарт для дрессировщиков: «сидеть» - рука в локте вверх, как приветствие; «лежать» - рука показывает направление движения собаки - как бы укладываете ее рукой, ладонь параллельно земле; «ко мне» - похлопывание по своему бедру; «встать» - обратное движение команде "лежать", ладонь вверх). Мне кажется, что собаке даже легче даются подобные сигналы, и вы сможете управлять ею почти молча. Иногда скажу - "ко мне" случайно с интонацией, дающей право подумать, чау смотрит, похлопаю - команда тут же выполняется (это дополнительный сигнал).

Щенки чау растут очень быстро, но быстрее, конечно, физически, чем психологически. Однако не обольщайтесь, на самом деле понимают они несколько больше, чем хотят показать. Поэтому будьте терпеливы и мягко, но однозначно, настаивайте на необходимых вам правилах поведения.





Назад



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru


Hosted by uCoz